Понятия со словосочетанием «преклонивший колена»

Связанные понятия

Тинтиннабулум (лат. tintinnabulum) — литургический колокольчик, бубенчик, который прикреплён к позолоченной раме на палку. Вместе с умбракулумом, жёлто-красным шёлковым зонтиком, символизирует базилику (Basilica minor).
Мафо́рий (др.-греч. μαφόριον) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) — одна из важнейших реликвий, связанных с Её памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.
Парама́н (также параманд, параманда, парамант, плетцы от греч. παραμάντιον или παραμάνδυον), «добавление к мантии») — принадлежность облачения монаха малой схимы, небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы.
По́ручи, нарука́вники (греч. ἐπιμανίκια) — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивания рукавов подризника у священников и епископов. Также поручи входят в облачение диакона.
Большо́й са́ккос митрополи́та Фо́тия — саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) митрополита Киевского и всея Руси Фотия, изготовленный в Византии в 1414—1417 годах в технике лицевого шитья.
Дики́рий (греч. δικήριον — «двухсвечник») и Трики́рий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник») — принадлежности архиерейского богослужения в Православной Церкви.
Де́исус (греч. δέησις — прошение, моление), или Деисис — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества (трёхфигурный деисус). Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих (многофигурный деисус). Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва...
Существуют иконы со сходным сюжетом: Семистрельная икона Божией Матери и Страстная икона «И тебе самой душу пройдёт оружие»Умягчение злых сердец или Симеоново проречение — икона Богородицы, на которой символическими знаками изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня...

Подробнее: Умягчение злых сердец
Стояние на коленях (коленопреклонение) — человеческая поза, означающая смирение. В некоторых культурах она имеет унизительный оттенок, в других — лишь выражает почтение к тому, кому кланяются.
Белый ангел (серб. Бели анђео) — фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Датируется XIII веком и относится к периоду Палеологовского возрождения. В XVI веке поверх этого изображения было написано новое, которое было удалено в ходе реставрационных работ в XX веке.
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Облаче́ния — священные одежды, в которых православные священнослужители, церковнослужители и монашествующие совершают богослужение. Эти одежды являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать таинства не должен.
Стиха́рь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.
Са́ккос (греч. σάκκος — «мешок» от ивр. ‏שַׂק‏‎ — мешок, одежда из мешковины, надеваемая в знак скорби) — верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду, до пят (обычно не сшитую по бокам) из богатой ткани с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В богослужебную практику саккос стал входить в XI—XII веков.
«Всевидящее око Божие» — символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе.
Епитрахи́ль (греч. επιτραχήλιον — то, что вокруг шеи) — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь.
Семе́йная икона — в широком смысле икона, принадлежащая семье, передающаяся в наследство из поколения в поколение, фамильная реликвия. Таким может стать образ, имеющий любую иконографию, например, это могут быть иконы, которыми благословляют родители своих детей на семейную жизнь, венчальные иконы, хранимые как реликвия.
Алтарные облачения (лат. Paramenta altaris, параменты) — ткани используемые для украшения и защиты алтаря католического костёла. Часто алтарные облачения обладают символическим значением, так как их цвет может содержать информацию о характере праздника. Самым основным алтарным облачением является алтарный покров, который представляет собой скатерть, полностью закрывающую алтарный столик. Не менее важным атрибутами алтаря являются антиминс, закрывающий лишь верх алтаря, а также фронтал - прямоугольный...
Омофо́р (др.-рус. амафоръ, амфоръ, амафорий, омофоръ, омфоръ, амθоръ, др.-греч. ὠμοφόριον от ὦμος — плечо и φόρος — несущий), нара́менник, нара́мник (от ст.-слав. рамо, двойственное число рамена — плечо, плечи) — принадлежность богослужебного облачения епископа.
Подри́зник — богослужебное облачение священника и архиерея — род стихаря — длинная до пят одежда с узкими рукавами, белого или, реже, иных цветов, обычно шёлковая. Подризник надевается архиереем и священником при совершении литургии, а также в особых случаях на других службах (например, на утрени при выносе креста в праздник Воздвижения, на пасхальной вечерне и др.).
Камень помазания (также известный как Камень миропомазания, Камень умащения, Доска Господня) — одна из главных христианских святынь, которая находится в центральном притворе Храма Гроба Господня (является 13-й остановкой «Крестного пути»).
Ора́рь, тж. устар. орарий (греч. ὀράριον, от лат. orare — молиться, или лат. os — уста; также от греч. ωρα — время) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных Церквях орарь носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы), а также иподиаконы (только крест-накрест).
Фело́нь, фело́ний (греч. φαιλόνιο или греч. φαινόλης, φαινόλου, φαινώλης, φαινώλου от греч. φαίνω — светить, светиться), или Ри́за — верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов, в древности исключительно белого цвета.
Ри́за — в православном храме покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь или казула). Ризы хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.
Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).
Жертвенник воскурения (ивр. ‏מזבח הקטורת‏‎, мизбах а-кторет) — жертвенник (алтарь), на котором воскурялся фимиам. Один из центральных предметов службы в Скинии, а затем и в Храме. Назывался также «золотой жертвенник» (ивр. ‏מזבח הזהב‏‎), в отличие от медного «жертвенника всесожжения».
Бичева́ние Иису́са Христа́ — эпизод Страстей Христовых, происходящий во время суда римского прокуратора Понтия Пилата над Иисусом Христом.
Вэлон или гумерал" (лат. (Welon) umeral — накидка), наплечный плат — деталь католического литургического облачения в западных литургических обрядах, представляющее собой широкую накидку (традиционно из шёлка), полностью покрывающую плечи и руки клирика вплоть до кистей.Так же используется прислуживающими министрантами( митры и пасторала) во время понтификальной св.Мессы(с участием епископа), гумерал же похож на патриарший параман носится на спине поверх подризника крепится на спину четырьмя небольшими...
Синайские и раифские преподобные пострадали от кочевых арабских племён. Первое избиение произошло около 312 года (пострадали 40 синайских подвижников и 39 раифских). Второе избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником...
Туни́ка — (лат. tunica) деталь литургического облачения католического клирика. Схожа с далматикой, но с более узкими рукавами. Верхнее облачение католического субдиакона. При совершении понтификальной мессы епископ носит тунику под далматику. Различают tunica talaris — туника до пят, лат. exomis — с обнажённым правым плечом, лат. colobium — туника без рукавов.
Францисканский хабит — обычное облачение монаха-францисканца состояло из шаперона, манто из грубого сукна, а также пояса из верёвки с тремя узлами, к которому привязывали чётки. Кроме того, надевалась обувь в виде сандалий.
Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий погребению, который принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену. Оплакивание имело место на Голгофе — у подножия Креста, или же у гробницы, во вторую половину дня Страстной пятницы.
А́льба (лат. alba — «белая») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских клириков, препоясанное верёвкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой. Её аналогами в Православной церкви являются стихарь и, у священников, подризник.
Энко́лпион, или Енко́лпион, или Енко́лпий (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) — нанедренник, наперсник) — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы с изображением Иисуса Христа или святых. Внутри энколпиона помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах. Разновидность энколпия — панагир, панагия.
«О Тебе́ ра́дуется…» (греч. Ἐπὶ σοὶ χαίρει…) — богородичен седален восьмого гласа в воскресенье на утрени, по второй кафизме. Текст написан святым Иоанном Дамаскином в честь Богоматери, он находится в Октоихе. Перед текстом данного песнопения в Октои́хе сделано специальное указание: «Не седя́ще пое́м, но стоя́ще, и со стра́хом и благогове́нием». Кроме того, этот текст в православном богослужении используется как задостойник в литургии Василия Великого (вместо песнопения «Достойно есть» в литургии...
Распятие Иису́са Христа́ — казнь Иисуса Христа через распятие на кресте, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.
Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.
Танец Саломеи перед царём Иродом — в изобразительном искусстве один из эпизодов Пира царя Ирода, выделившийся в самостоятельный сюжет в живописи XIX—XX веков. В соответствии с лаконичными описаниями Евангелий от Марка и Матфея (Матф. 14,3-5; Мк. 6, 17-20), дочь Иродиады (имя её не названо) танцевала на пиру у своего отчима Ирода. Восхищённый танцем Ирод обещал исполнить любое её желание. Царица Иродиада, желая отомстить Иоанну Крестителю за осуждение её брака с Иродом — братом её мужа, подговорила...
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Шатёр для хранения священных реликвий — бронзовая, художественно украшенная сень в Успенском соборе Московского Кремля.
Ааро́нов жезл — одна из священных принадлежностей Скинии. Во время странствования в пустыне некоторые колена, недовольные избранием Левиина колена на служение Богу, заявляли притязание на такую же привилегию. Чтобы окончательно разрешить спор, решено было прибегнуть к «суду Божию», и жезлы всех начальников колен были положены на ночь в Скинию. Поутру оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и расцвёл миндалевидным деревом, что и послужило доказательством богоизбранности левитов в их священном...
Палла — древнеримское женское одеяние, имевшее форму квадратного или продолговатого четырёхугольного пледа, иногда с вышивкой. Первоначально палла служила исподней одеждой, как дорический хитон, но в раннее время республики её заменила туника, и палла сделалась верхней одеждой для выходов.
Клав (лат. clavus) — нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.
Скапуля́рий (от лат. scapulae — лопатки) — в католицизме название элемента монашеского одеяния, впоследствии перешедшее также на особый освящённый предмет («малый скапулярий»), носимый католиками по обету.
Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.
Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
Пределла (от итальянского predella) — в католических, преимущественно средневековых, церквях — продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны...
Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я